Пещера Кристаллическая: подземная жемчужина Подолья

авто

Пещера КристаллическаяСвое путешествие в подземную сказку стоит начать с посещения Кристалической пещеры в селе Кривче Борщевского района Тернопольской области. Пещера Кристаллическая первая в Украине оборудована для массового посещения. Здесь снимались научно-популярные кинофильмы "Человек ищет радугу", "Крас", "Доброкут", "Карстовые пещеры Украины"; периодически проводятся областные, республиканские и всесоюзные соревнования и слеты спелеотуристов, многочисленные научно-исследовательские и туристско-спортивные экспедиции.

Удобный подъезд, электрифицированная подземная экскурсионная трасса, штат квалифицированных проводников-экскурсоводов делают путешествие по дворцам Кристаллической доступной для всех желающих.

Первые упоминания о Кристаллической находим в польских научных изданиях 1745 и 1783 лет, а потом свыше ста лет о ней не было и слуха.

В 1908 году ученый М. Орлович и инженер К. Гутковский сделали описание привходящей части пещеры и нескольких ее залов. Но прошло еще два десятилетия, прежде чем профессор Львовского университета археолог Л. Козловский вновь проник в первый зал Кристаллической.

В начале 30-х годов детальным изучением пещеры в селе Кривче занялся инженер В. Нехай. Он исследовал ближний район лабиринта и подал его описание и карту в "Путеводителе по пещере в Кривче" (1933 г.). Тогда же был проложен и частично оборудован первый экскурсионный маршрут под землей, который пользовался огромной популярностью.

Во время Великой Отечественной войны вход в пещеру был разрушен, завален. В 1961 году ученики Кривченской средней школы и студенты Тернопольского медицинского института раскопали его снова. В 1961 - 1963 годах специализированный отряд комплексной карстовой экспедиции АН УССР под руководством выдающегося советского ученого-спелеолога, ныне доктора геолого-минералогических наук, профессора В.М. Дублянского провел ряд научных исследований, в том числе - подробную топографическую и геологической съемки лабиринта. Почти девятнадцать тяжелых, опасных километров подземных ходов преодолели спелеологи. Общая протяженность сложной системы карстовых полостей Кристаллической оказалась в два раза больше чем в известной ранее на территории Германской Демократической Республики гипсовой Виммельберской пещере, которую до тех пор считали наибольшей
в мире.

Изучение Кристаллической пещеры продолжается. Несколько лет назад был обнаружен второй вход в нее. Со временем экскурсионный маршрут станет длиннее, а также увеличится его пропускная способность.

... Высоко над долиной реки Цыганки, притока Ничлавы, белеют в кайме молодых сосняков отвесные скалистые гипсовые обрывы. В одном из них, куда поднимается асфальтированная дорожка, находится вход в Кристаллическую.
Перед нами - два с половиной километра экскурсионной трассы, полтора часа пути в мире сказки. Первые 480 метров Входного коридора сначала настораживают каждого посетителя. Под ногами цветными пятнами тлеют тусклые блики светильников. Свод и стены блестят крупнокристаллическим темно-коричневым гипсом, гладко отшлифованным древними водами. Слева и справа затаился мрак, пряча полузасыпанные отверстия боковых ответвлений. С каждым шагом возрастает напряженное ожидание чего-то необычного. Легкая прохлада приятно касается лица (интересно, что температура воздуха в пещере стабильна в любое время года: 10,2° С при относительной влажности 84-100%).
Наконец ход расширяется, и в коридоре Чудес появляются первые чудеса - на стенах искрятся-переливаются меняющимися красками кристаллы. Создается впечатление, что все вокруг покрыто блестящим панцирем инея, причудливыми пальмовыми ветвями, листвой папоротника или тонкой мозаикой из мелко янтарно-коричневой смальты.

Ступенек пятнадцать ведут на дно зала Пещера, в котором мог бы разместиться двухэтажный домик. Здесь со всех сторон обступают нас щербатые, ломаные, рассеченые трещинами глыбы, а в каждом углу между скал воцарилась такая плотная тьма, которую, кажется, можно резать на горбушки. Отсюда во всех направлениях разбегаются многочисленные ходы, образуя запутанный лабиринт. И экскурсионный маршрут, как нить Ариадны, ведет в его глубины. Впечатления постоянно меняются, наслаиваются и снова распадаются, как узоры калейдоскопа.

В низком, с суглинистых дном ходе Диком над головой нависают скалистые выступы, получившие название "зубы дракона". Попадаем в зал Уютный со снежно-белыми стенами. Величественный покой, дремотная тишина...

В зале Скала без опыта нелегко отыскать удобную для прохода тропинку. На дне - свалка глыб, беспорядочное нагромождение каменных пирамид, создают некий тревожный ландшафт.

Параллельно в зал Скала протянулся коридор Каменных сосулек, где из могущественного свода свисают вырезанные водой различные по величине и форме гипсовые наросты.

И опять что-то непривычное ожидает нас в зале Зоологическом. Еще на подходах к нему взгляд останавливается на странных рельефах, выхваченных из темноты лучами прожекторов. На стенах, под сводами, в ущелье можно различить изображение дельфина, совы, лисицы, орла, а дальше уже каких-то совершенно нереальных существ, заполнивших все пространство зала.

Через несколько минут - зал Завалов. Здесь внимание туристов всегда привлекают цементные пломбы-наклейки на расщелинах скал, поставленные в 1928 году. Они выдержали за прошедшие десятилетия два землетрясения и остались целыми, что является весомым доказательством безопасности странствия в Кристаллической.

Все дальше и дальше идут каменные туннели, тянутся в разные стороны с Узлового коридора, и кажется, что нет конца-краю их головокружительным сплетениям. Каждый ход, зал, коридор по-своему поражает разнообразием форм, размеров, причудливой неповторимой красотой.

Вот Известковый зал. Окаменевшие известняковые наслоения образовывают настолько неожиданные композиции, что воображение невольно переносит нас в мир детских сказок.

Зал Комин. Ощущение нереальности охватывает человека на дне этого круглого каменного колодца с отвесными стенами. Он вскрывает всю десятиметровую толщу гипсов и высоко вверху упирается в плоскую плиту. Здесь когда-то бурлили воды, миллиметр за миллиметром вытачивая в горной породе цилиндрическое отверстие.

На юго-восток от экскурсионного маршрута пролег лабиринт Карстовой Экспедиции с залами Нехая, Академическим, Утраченных Надежд, Обвальным, Дружбы, Прессы и лабиринтом Каменных Цветов.

Крупнейшим в Кристаллической пещере есть зал Брил. Величество пространства в нем пленит с первого шага. Наверное, нечто подобное переживал Гулливер, попав в страну великанов. Причудливыми чудовищами громоздятся на дне зала каменные глыбы. В густом мраке высокого свода бессильно ломаются и поникают лезвия электрических лучей.

Северный район Кристаллической пещеры завершается Палеозоологический лабиринтом. Здесь участники комплексной карстовой экспедиции АН УССР обнаружили большое количество костей животных: песца, куницы, барсука, лемминга, северного оленя, зайца-беляка, белой куропатки и др. Находки подтвердили предположение ученых, что около 10 тыс. лет назад климат на территории современного Подолья был значительно строже, чем теперь, а также мнение ученных о том, что в течение последних десяти тысячелетий пещера никогда водами полностью не затапливалась.

С Узлового попадаем в Кристаллический коридор. По-разному называют его: подземный цветник, храм красоты, хрустальное чудо. Отвесные стены покрыты сплошным ковром гипсовых кристаллов - белых, кремовых, розово-янтарных, полупрозрачных. На нем - разнообразие каменных роз, нежных лилий, хрупких чашечек колокольчиков, а также различные кристаллические композиции, которым трудно подобрать соответствующее название. Можно часами стоять в восторге, и зрение не устанет любоваться удивительной красотой подземного цветника. Вот здесь и стоит остановиться на мгновение, чтобы вслушаться в тишину лабиринта. Иногда, за чертой вечной ночи, прозвенит живой голос пещер: кап-кап...

Наш маршрут подходит к концу. Как всегда, гостей провожает извечный хозяин этого подземного дворца - Каменный Буйвол. Сверху, из мрака, неожиданно появляется его огромная грозная голова. Он настороженно присматривается к гостям кристальной пещеры, словно хочет спросить: "Кто ты, человек? Добрый гость или браконьер, который с молотком и зубилом разрушает кристаллы, выламывает сталактиты и пачкает стены хвастливыми автографами?" К сожалению, случаются и такие "гости".

Возле Каменного Буйвола экскурсия заканчивается. Движемся к выходу, минуя закрытый для массового посещения северо-западный район пещеры, названный первопроходцами лабиринтом Скелета. Здесь низкие пасмурные хода, по которым можно передвигаться только ползком или на корточках. Мокрое, покрытое липкой глиной дно хватает за руки, одежду.

Молчаливые стены лабиринта были свидетелями страшной, до сих пор неразгаданной трагедии... В 1962 году экспедиция уже заканчивала топографическую съемку и завершала прохождения неизвестных ранее районов Кристаллической пещеры. И вдруг... инстинктивно отшатнулись, замерли люди... В танцующих бликах свечей они увидели человеческий скелет. Кто был этот человек? Как попал в никем не хоженый лабиринт? В ответ - мертвая тишина. Ничего не объяснил и найденый у скелета позеленевший российский пятак, датированный 1904 годом, ничего не смогли рассказать и кривченские старожилы.

Можно лишь предположить, что какой-то смельчак, протиснувшись между каменными обвалами, проползя узкими лазейками, попадает в неизвестною пещеру. Властно манит и ведет его все дальше непреодолимая жажда первооткрывателя. Незаметно истекает время, угасает слабый огонек свечи... Пора возвращаться... Один ход, второй, третий ... Где же выход? Неумолимо молчит холодный камень, безразлично наблюдают из мрака немые химеры подземелья. Последние вспышки слабого пламени свечи... А выхода нет... Мрак. Бесконечное отчаяние... Жестокая смерть, бессмысленно потерянная жизнь.

Невольно вспоминаются слова французского спелеолога, лауреата Нобелевской премии Норбера Кастере: "Я начал с самого худшего и совершенно недопустимого: сам отправился на подземные поиски... Но все это по неопытности, потому что не осознавал опасности... Есть разница между мудрой отвагой... и слепым безрассудством, крайне опасным и недопустимым".

С этим нельзя не согласиться. Трагедия, которая произошла в лабиринте Скелета, - грозное предостережение неосмотрительным. Пещеры не прощают легкомыслия.

Источник: www.kpod.com.ua

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить